Главная

Новости

Музей

О школе

Администрация

Учительская

Документы

НОУ

Расписание уроков

 

С 1 сентября 2011 года в МКОУ Докучаевская СОШ учащиеся первого класса перешли на  Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования  (ФГОС НОО).

С 1 сентября 2015 года в МКОУ Докучаевская СОШ учащиеся пятого класса перешли на  Федеральные государственные образовательные стандарты  основного общего образования(ФГОС ООО).

 

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, на­чального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образо­вания образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1)     единство образовательного пространства Российской Федерации;

2)      преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профес­сионального и высшего профессионального образования.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.

По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по раз­работке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.

В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проек­та как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, и представляет собой совокупность трех систем требований:

1)   требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками об­разовательного процесса;

2)   требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кад­ровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3)  требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Общее образование имеет три ступени:

-  начальное общее образование (1-4 кл.);

-  основное общее образование (5-9 кл.);

-  среднее (полное) общее образование (10-11 кл.).

В настоящее время разработаны и утверждены:

-   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образо­вания (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. Введен в действие с 1 января 2010 года. К нему разработана Примерная образовательная программа образователь­ного учреждения.

-   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образова­ния (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897. Введен в действие с 1 февраля 2011 года.

-    Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО). Приказ Минобрнауки России от 07 июня 2012 г. N 24480. Вступает в силу 2 июля 2012 года.

С официальными приказами о введении в действие ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО и текстами Стандартов можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ста­вящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от тради­ционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпред- метные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирова­ния универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содер­жания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образова­тельной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образова­тельном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на сту­пени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориенти­ровка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и форми­рование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный спо­соб формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучаю­щихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача вне­дрения нового образовательного стандарта.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную обра­зовательную программу начального общего образования:

-   личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сфор- мированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающих­ся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

-  сформированность основ гражданской идентичности;

- метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного зна­ния, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится...», что является группой обяза­тельных требований, и «выпускник получит возможность научиться ...», не достижение этих тре­бований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример. Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план тек­ста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных пред­метов, представленные в основной образовательной программе.

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Ин­тернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и вне­урочной

деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития лично­
сти (спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуально­му, общекультурному).

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родите­лей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого- педагогической и коррекционной поддержки (в том числе - индивидуальные занятия по поста­новке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе - дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круг­лые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поис­ковые и научные исследования и т.д.

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Информация для родителей по вопросам, связанным с ФГОС

Зачем поменяли стандарт?

Сегодня мы просто обречены на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно меня­ется. Ученые прогнозируют, что сегодняшним школьникам придется работать по специально­стям, которых пока просто нет, о которых мы даже не подозреваем. Почему у нас при слове «стандарт» все начинают искать базовый учебный план, названия предметов, количество часов? Это происходит потому, что стандарт понимался как минимум знаний по тому или иному предме­ту. А по новому стандарту - это частность, не к этому он сводится, здесь совершенно иные вещи выходят на первый план. Ситуация нормы - это когда вы выбираете и ищите свою логику жизни, и не ребенок подгоняется под одну и ту же программу, а программа подстраивается под него. Он выбирает. Иными словами, стандарт совершенно изменился: это не список навязанных предме­тов, а договор между обществом, государством и семьей о требованиях к результатам образова­ния. В центр встали программа развития школы, принцип вариативности, развитие разных воз­можностей ребенка. (Из интервью директора Федерального института развития образования, академика Российской академии образования, заведующего кафедрой психологии личности фа­культета психологии МГУ Александра Асмолова)

Прошли ли апробацию новые стандарты?

Смоленская область вошла в число 14-ти из 89-ти регионов РФ, участвовавших в апробации ФГОС. 45 образовательных учреждений региона перешли на ФГОС НОО с 1 сентября 2010 года.

Чем новый стандарт начальной школы отличается от стандарта, действующего с 2004 года?

Новый стандарт зафиксировал обязательства школы. Школа обязана обеспечить по оконча­нии начальной ступени образования (1-4 класс) достижение ребенком результатов не только в предметных областях, как это было раньше, но и метапредметных и личностных результатов. Иными словами, ребенок по окончании начальной школы должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной ин­формацией, в том числе и представленной в электронном виде. Важно, чтобы ребенок научился учиться. Кроме того, новый стандарт закрепил требования к условиям обучения. В нем пере­числены те условия, которые должна обеспечить школа для достижения указанных результатов. В начальной школе должны быть не только мебель, учебно-методические комплекты, но и оборудо­вание для работы с информацией, представленной в электронном виде, оборудование и помеще­ния для проведения исследовательской деятельности. Закреплена стандартом и структура образо­вательной программы. Образовательная программа включает в себя не только описание учебного процесса и пре­дусмотренные им учебники, но также и всю воспитательную работу, программу

здоровьесбе- режения, коррекционную работу с учащимися.

Могут ли родители принимать участие в формировании ООП?

В новом стандарте прописано, что 20% ООП НОО и 30% ООП ООО формируется участниками образовательного процесса, а значит, и родителями. Процедура участия должна регламентироваться локальным до­кументом школы. Также стандарт разрешает формирование индивидуальных учебных планов для учащихся, прежде всего, для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предусматривает ли новый стандарт увеличение или уменьшение количества учебных часов в начальной школе?

Общее количество учебных занятий не изменилось и не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов за 4 года обучения в зависимости от продолжительности учебной недели в школе (5-ти или 6-тидневка). Количество часов в неделю увеличилось до 21 часа за счет добавле­ния еще 1 урока физкультуры (с 1 сентября 2011 обязательны 3 урока физкультуры). Это зафик­сировано новыми санитарными правилами и нормами (СанПиН) от 3 марта 2011 года.

Кто определяет продолжительность учебной недели в начальной школе

(5-ти или 6-тидневка)?

Продолжительность учебной недели выбирается школой в зависимости от реализуемой ею основной образовательной программы. В первом классе шестидневная учебная неделя не допус­кается.

Предусматривает ли новый стандарт увеличение количества учебных предметов

в начальной школе?

Стандартом определены обязательные предметные области: филология, математика и ин­форматика, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры народов России, искусство, технология, физическая культура. Также определены требования к результа­там обучения по каждой предметной области. Количество и выбор предметов определяется вы­бранной моделью обучения, зафиксированной в ООП. Например, для достижения результатов в предметной области «филология» школы реализуют такие предметы, как русский язык, литера­турное чтение и иностранный язык. Этот список может быть дополнен такими предметами, как литературное слушание, риторика, дополнительный иностранный язык. Как правило, набор пред­метов сформирован группой разработчиков учебно-методических комплексов, которые проходят экспертизу на федеральном уровне.

С какого класса дети будут изучать иностранный язык согласно новому стандарту?

Это определяет школа и фиксирует в ООП. Как правило, преподавание иностранного языка вводится со 2 класса.

Не повлечет ли изменение стандарта ухудшение здоровья ребенка вследствие увеличения нагрузки?

Сохранение здоровья учащихся является одним из требований нового стандарта. Кроме это­го, школа обязана выполнять СанПиНы (от 3 марта 2011 года) и другие нормы, обеспечивающие здоровье и безопасность учащихся. Исполнение норм регулярно проверяется контрольно- надзорными органами.

Допускается ли работа на компьютере в первом классе?

При соблюдении определенных правил. Учитель обязательно чередует такую работу с дру­гими видами учебной деятельности, строго следит за продолжительностью времени работы уча­щихся за компьютером.

Правильно ли, что учитель не ставит отметок и не задает домашнего задания

в 1-ом классе?

Согласно п.10.10 СанПиНа обучение в первом классе осуществляется без балльного оцени­вания и домашних заданий.

Должна ли школа организовать группу продленного дня?

Группа продленного дня является дополнительной услугой по присмотру за ребенком и мо­жет быть организована школой на договорных отношениях с родителями при наличии кадровых и материально-технических условий в школе.

Должна ли школа организовать горячее питание учащихся?

Да, обеспечение учащихся горячим питанием - одно из обязательных условий, которые должна организовать школа. Оплата за питание производится родителями (опекунами) или в со­ответствии с законодательством, органами социальной защиты.

Сколько детей может обучаться в одном классе?

Количество определено СанПиН - до 25 человек.

Готовы ли учителя работать по новым стандартам?

По закону РФ об «Образовании» и нормам трудового законодательства, учитель каждые пять лет проходит повышение квалификации. Кроме того, профессия учителя предполагает не­прерывное самосовершенствование.

Где я могу получить дополнительную информацию о ФГОС?

Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/dok/fgos/

Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образо­вания: http://www.standart.edu.ru/

 

 

© МКОУ Докучаевская СОШ 2008-

 

При перепечатке материалов сайта ссылка обязательна.